До РВР-2015

Страницы пользователей

You are not allowed to upload files to the server!'
Лето 2000 года, Байкал

Байкал – мы настолько привыкли к этому слову, что невольно забываем, что под ним кроется. Оно так часто встречается нам в повседневной жизни – название поезда, название гостиницы, газированной воды, каких-нибудь кремов и т.п. Да и мало ли еще где это слово мелькает перед глазами. И видимо поэтому оно не вызывает каких-то эмоций у нас.

И только очутившись однажды на берегу этого величественного творения природы начинаешь осознавать как ошибался до этого, не обращая должного внимания на это имя.

 

Со мной это произошло несколько лет назад – когда я на несколько часов случайно оказался в поселке Листвянка. Сказать, что я был потрясен великолепием открывшегося зрелища – это будет слишком слабым сравнением.

Байкал – это то место, мимо которого нельзя пройти, не вернувшись сюда снова, чтобы познакомиться с ним поближе, насладиться его величием, почувствовать мелочность всего происходящего вокруг этого чуда природы.

Да, мысль появившаяся однажды, не давала мне покоя несколько лет. Проехать на велосипеде вдоль берега, посмотреть, по возможности, на разные стороны озера. Но осуществить свою мечту представилась возможность только спустя 5 лет.

А до этого была подготовка – как начать путешествие, каким маршрутом двигаться, куда вообще можно добраться на велосипеде, так как берега Байкала это не изрезанная дорогами Европа и даже не наш родной Урал. Пришлось поспрашивать своих знакомых, и поиски увенчались успехом. Огромное спасибо Алексею Шабашову – он подарил целый альбом карт берегов Байкала в электронном виде. Осталось только распечатать нужные листы, что и было сделано.

Первоначально планировалось начать путешествие с северной части озера, но наша совковая действительность внесла свои коррективы. Билеты купить до Северобайкальска нам не удалось и пришлось довольствоваться билетами до Иркутска откуда и нужно было возвращаться обратно.

Поезд Москва – Иркутск проходит через наш родной город поздней ночью или ранним утром, это кому как нравится называть, одним словом в половине пятого утра. Учитывая опыт предыдущих посадок в проходящие поезда да еще ночью, мы были готовы во всеоружии. Велосипеды разобраны и упакованы в чехлы, в руках коробка конфет для проводницы, что оказалось весьма кстати при посадке. На вопрос: «Что это?» когда она увидела велосипеды, протягиваю ей припасенные конфеты со словами «Это Вам» и, воспользовавшись секундным замешательством быстро все грузим в вагон. Все, теперь уже легче объясняться и разбираться. Теперь мы уже в вагоне и ей ничего не остается как смириться с тем, что наши велосипеды будут ехать в ее вагоне на третьей полке. Правда она, на всякий случай, сгоняла нас к бригадиру поезда, но дядька оказался на редкость добродушным и даже сам вызвался пройти до вагона и объяснил проводнице, что велик в вагоне не самое страшное событие в ее поездке. Одним словом погрузка в вагон прошла бескровно.

Отмаявшись двое суток в плацкартном вагоне, наконец, прибываем в Иркутск. Город встречает хмурым небом, шумными улицами и потоком машин. Быстро собираем велосипеды и едем в областной Центр госсанэпиднадзора, где запланирована встреча с давним знакомым. Надеемся, что сможем там хотя бы умыться и узнать о том, правильно ли выбрали маршрут. Но увы, наши мечты о душе, ну хотя бы об умывальнике не оправдались. Да и о дорогах чего-нибудь нового мы не узнали. Остается одно – ехать к Байкалу и на месте решать, куда двигать дальше. Ну а воды для умывания, как мы решили, там нам будет больше чем достаточно.

Закупив продукты по пути и немного перекусив в какой-то забегаловке, выезжаем на трассу Иркутск – Листвянка. По предыдущей своей поездке помню, что она не совсем ровная, но из окна автомашины все выглядит несколько по-другому.

Глядя дома на карту планировали преодолеть 60 километров до Листвянки без особых проблем. Да и дальше все казалось слишком простым – подумаешь еще 90 километров до Слюдянки вдоль железной дороги по накатанной тропе. Виделась одна проблема – куда потом ехать, т.к. дорог вдоль берега не слишком много.

На деле все обернулось по-другому. Каких-то 60 километров от Иркутска до Листвянки оказались для нас довольно серьезным испытанием после двух дневного лежания в поезде. Подъемы и спуски чередовались с такой четкой последовательностью, что казалось им не будет конца. Причем все время казалось, что вниз дорога была намного короче, а вот вверх шоссе тянулось бесконечно. Не раз приходила в голову мысль – «Вот здесь бы провести один из наших марафонов – лучшей подготовки к Франции не придумать». Одно радовало, что над головой светило солнце и под колесами был сухой асфальт. Но километров за 5 до озера подул резкий встречный ветер, настолько холодный, что стало понятно: без дождя здесь не обойтись.

 

А когда из-за последнего поворота показался Байкал, то он поразил темной свинцовой водой, низко висящими тучами, которые цеплялись за вершины сопок.

Да! Зрелище не очень радостное и прямо противоположное тому, что я видел в прошлые мои приезды сюда.

Останавливаться в Листвянке на ночлег не было никакого желания и мы воспользовались паромом, который перевозил какой-то грузовик на другой берег Ангары – в порт Байкал.

Нас несколько стало озадачивать, что все, кого бы мы не спросили есть ли какая-нибудь дорога или тропа вдоль кругобайкальской железной дороги, только пожимали плечами и говорили, что дальше 10 километров от порта никто обычно пешком не ходит. Но не поворачивать ведь обратно. Выбор сделан и отступать поздно. Остается ехать вперед. Порешили, что дальше будет видно, а сейчас нужно поскорее добраться до ближайшей пади и поставить палатку до дождя. Да и в желудке уже образовалось довольно настойчивое желание чего-нибудь туда опустить…

Тропа вдоль берега была не ах, но ничего, ехать можно. Так что 8 километров кое-как были пройдены и подъезжая к Лиственичной пади мы услышали лай собак, а потом увидели и хозяина турбазы – Ростислава. Быстро поставили палатку. Он предложил горячую баньку на берегу Байкала и газовую плиту для приготовления ужина.

Утром полазили по соседним сопкам, а вечером пошел дождь – сильный ливень, которого с утра никто не ждал. И вот небо мгновенно все затянуло и до утра не прекращался сильнейший дождь.

Нет ничего тоскливее в самом начале пути сидеть в палатке и гадать надолго ли эта хмарь. Может завтра выглянет солнце или весь оставшийся отпуск придется мокнуть как последней дворняге.

Какой приятной неожиданностью было проснуться утром от ярких лучей солнца. Чистое, голубое небо, ласковое шуршание волн озера и наконец-то появившиеся на другом берегу вершины хребта Хамар-Дабана,
подняли настроение и сразу появилось желание ехать и ехать вперед. Быстро позавтракали, скидали вещи и в путь, который продолжился всего 800 метров. Предсказания сбылись – дороги дальше не было совсем, а езда по шпалам привела к тому, что один багажник не выдержал и обломился. Может это и к лучшему, что стали бы делать, если отъехали чуть дальше?
Пришлось вернуться на турбазу и чинить багажник, который, кстати, еще раз ломался, но во второй раз мы установили такие стойки, что на нем можно было возить все что угодно и по любой дороге…
  Ну вот мы и вышли в наш путь. Как бы знать заранее, что нас ожидает – ни за что не решились бы на это. Тропа быстро исчезла среди развороченной тракторами обочины. Ехать по шпалам можно спокойно разве только на танке, но никак не на велосипеде. Из каждых 100 метров пути – 80 приходится перетаскивать велосипед через камни, отвалы земли или канавы. Садиться в седло вроде совсем нет никакого смысла – дольше получается. Но даже и просто шагать рядом с велосипедом получается не так-то легко.

Однако все равно идти надо. Наслаждаемся открывающимися видами. Описывать их совершенно неблагодарное занятие. Очень завораживает Кругобайкальская железная дорога. Такое аккуратное и качественное было строительство при том-то техническом уровне!

Тоннели следуют один за другим с частотой 2-3 на один километр пути, и длина их от 200 до 800 метров. В некоторых даже приходится доставать фонари, чтобы не запнуться за что-нибудь.

Первый привал делаем километров через 10 пути, а кажется, что прошли не менее ста. Вымотались до полного изнеможения. Солнце жарит нещадно, и чувствуем, что кожа начала понемногу подгорать. Радует одно – почти не беспокоят мухи и комары. После легкой трапезы пытаемся купаться – но это занятие как-то отпало само собой. В воде больше нескольких секунд находиться просто невозможно. Хотя с берега она смотрится такой ласковой и приветливой – совершенно прозрачная, легкий ветерок нагоняет на песок волну. Кажется, что можно лежать и нежиться на солнышке. Но иллюзии быстро проходят и мы продолжаем любоваться озером в легком отдалении, с берега спокойнее.

К восьми часам вечера, проделав путь в восемнадцать километров мы наконец-то добрались до турбазы. Останавливаться на берегу в другом месте просто нет условий – железная дорога прорублена в отвесной скале и только в распадке можно поставить палатку.

Разбиваем лагерь, разводим костер, готовим ужин и понимаем, что остаток отпуска мы проведем на западном берегу Байкала толкая велосипеды из последних сил, и что проблемы куда дальше ехать у нас не возникнет, а останется только вернуть из Слюдянки в Иркутск и сесть в свой поезд. И не сговариваясь принимаем решение быстро все упаковать обратно и ехать на Мотане (поезд из трех вагонов, которая ходит три раза в неделю) до Слюдянки. Иначе следующей Мотани ждать придется целых три дня и сумеем ли мы пройти остаток такой дороги пешком вызывает сомнения!

В поезде полным-полно туристов. Все обсуждают пройденные и предстоящие маршруты. Под утро, около пяти часов высаживаемся в темноту и, отойдя 15 метров от посадочной платформы, ставим палатку и быстро засыпаем. Будит нас, как и все время нашего присутствия на Байкале, яркое утреннее солнышко. Умываемся, завтракаем и обнаруживаем, что кто-то утянул сандалии и носки, сушившиеся возле палатки. Это нас очень позабавило, т.к. рядом стояли довольно дорогие велосипеды, сумки с разными вещами. Но человек видимо остро нуждался в обуви, что нам даже было не очень обидно за пропажу – может кого-то спасла наша одежда от холода и неудобств.

Остаток дороги до Московского тракта проезжаем без больших проблем – здесь уже есть хорошо натоптанная тропа и даже виден мотоциклетные следы.

В Слюдянке выезжаем на асфальт и понимаем насколько цивилизация облегчает жизнь во всех отношениях. Сразу появляется желание ехать и ехать вперед. Велосипед без проблем катится по ровной дороге. Километровые столбики проносятся мимо с частотой, о которой вчера мы даже не могли и мечтать. Без всяких проблем проезжаем километров тридцать и выбираем место для стоянки.

Конечно, восточный берег менее живописен и более подвергся влиянию цивилизации. Везде видны последствия хорошего отдыха автотуристов. Кучи мусора под каждым кустом, сломанные деревья, битые бутылки… О тишине на берегу можно забыть – прямо вдоль берега проходит железная дорога и чуть в стороне Московский тракт. С грустью вспоминаем о западном береге и жалеем, что так быстро оттуда уехали.

Конечно озеро и с этой стороны ничуть не хуже. Так же набегают волны на берег и вода чистая, что даже не верится, что такая еще может существовать в природе.

Едем по трассе. Сопки следуют одна за другой и расслабиться совершенно негде – на спуске слишком высокая скорость, а при движении вверх только и смотришь где она там вершина. По пути заезжали на теплые озера, посмотрели на печально известный город Байкальск с его целлюлозно-бумажным комбинатом, встреча с группой велотуристов из Барселоны, которые направлялись через Монголию в Китай.

Конечной точкой нашего маршрута был город Бабушкинск, раньше Мысовая. Дальше ехать нам было уже некогда да и дорога поворачивала от озера в сторону. Мы решили вернуться на поезде в Иркутск. Попытка найти катер для переправы на другой берег ничем не закончилась – слишком дорого.

Затем была ночь в поезде до Иркутска, две ночи в гостинице в Иркутске, посещение музеев и страшный дождь, который буквально залил весь город. При этом все наши вещи были оставлены в камере хранения на вокзале и переодеться нам было совершенно не во что.

Сейчас, вспоминая об этой поездке, осознаешь, насколько нам повезло, что мы видели все это своими глазами. И я завидую тем, кого ждет впереди первая встреча с этим чудом природы – озером Байкал!

Участники прогулки по берегу Байкала: Галина Ванеева, Алексей Ванеев, Алексей Лутков

 
Free template 'Feel Free' by [ Anch ] Gorsk.net Studio. Please, don't remove this hidden copyleft!