До РВР-2015

Страницы пользователей

You are not allowed to upload files to the server!'
Проверка на дорогах : один веломарафон - два велосипеда

Записки начинающего веломарафонца:


Клуб-организатор: Урал - Марафон, г. Екатеринбург

Время проведения: 24-25 мая 2003 года, старт в 17:42

(2-я попытка: 28-29 мая 2003 года, старт в 17:42, финиш в 14:11)

Дистанция: 400 км (по моему ВК 420 км) по маршруту: Екатеринбург. ДК РТИ – Курганово – Дегтярск – Ревда – Первоуральск – Билимбай – Илим – Сылва – Шаля и обратно по тому же маршруту.

Для преодоления этого веломарафона мне потребовалось пара попыток, как в 2002 г. на веломарафоне 300 км, и два типа велосипедов: шоссейный 24-25 мая при неудачной попытке и горный 28-29 мая при попытке удачной.

Ва-банк 1: полмарафона на шоссейном велосипеде

24 мая началось все очень плохо и закончилось 25 не лучше.

После сытного обеда сложил все необходимое в небольшой велорюкзак типа штаны фирмы «Манарага» объемом где-то 25 литров. Велорюкзак установил на багажник - получилось солидно, но нетяжело.

К 16.00 собрался выезжать из дома: дорога дальняя, надо выехать пораньше в числе первых, чтобы до темноты проехать побольше. Хлынул ливень и продолжался почти полчаса.

В 16.30 наконец-то дождь закончился. Надев велотрусы, веломайку с длинным рукавом, на голову велошлем, на ноги кроссовки, выехал с Компрессорного. Дороги залиты водой. Недалеко от 13-го км на Старом Сибирском тракте чудом избежал столкновения с легковым автомобилем, который, съехав на обочину и дождавшись меня, задумал делать левый разворот на 180 градусов. Неудивительно, что при такой культуре поведения на дорогах ежегодно погибает около 30 - 35 тысяч человек !

На подъезде к городу попадаю под дождь и промокаю до последней нитки.

Около Пивзавода под мостом огромная лужа и две групповые автомобильные аварии. Милиция разбирается, кто прав, а кто нет. Еле проезжаю - проплываю - протаскиваю велосипед.

На месте старта домокаю окончательно до 100% водной кондиции. Надеваю непромокаемую веловетровку и под шлем полиэтиленовый пакет. Игорь Паньков на контрольном пункте в Билимбае это сооружение назвал водяной баней.

А дождь идет и идет.

Под дождем на дорогу выруливает вроде бы Харис Сахипов, потом Сергей Баранов и Владимир Семенов, затем еще кто-то.

А дождь идет и идет. Вот блин, черт … and so on … ваших деда-бабку-папу-синоптика-мать ! Прошу пардон за выражение. И что это уважаемые россияне ругаются часто по родственникам и на сексуальную тему?!?

Значит с погодой невезуха в очередной раз!

Договариваемся ехать вместе с Игорем Ильиным, который не очень хорошо знает маршрут. Сейчас мне уже все равно как ехать: в группе так в группе, а можно и одному - мне не привыкать!

Где-то после 17:42 стартуем. Ждать больше нечего, хотя дождь продолжается!

После старта Игорь куда-то пропадает. Сбавляю скорость и часто оглядываюсь. Как впоследствии выяснилось, на старте он забыл свой рюкзак и вернулся за ним. Догоняет. На пару хорошо раскатываемся, хотя дует ощутимый встречный ветер и хлещет дождь.

Где-то между Горным Щитом и Курганово на обочине стоит и улыбается Сергей Баранов, а рядом Владимир Семенов меняет камеру. Потом нас догоняет Сергей Шуклецов. Идем втроем и неплохо. После поворота на Дегтярск лес защищает от бокового встречного ветра.

Затем наша тройка догоняет Максима Астафьева и Олега Саматова.

Кунгурка – первая техническая остановка. Максимум дел за минимум времени ! Игорь даже успевает смазать цепь, хотя дождь еще капает.

В черте Дегтярска догоняем группу во главе с Алексеем Марксом. Кто-то из этой группы назвал нас монстрами. Что бы это значило? На всякий случай, вежливо отнекиваемся. А настоящие монстры впереди и уже, наверное, достаточно далеко.

Сергей Шуклецов немного добавляет и мы вместе с ним. Едем весело. Средняя скорость на равнине под 30 км/час, иногда и побольше. Дождь почти закончился.

В Ревде Игорь делает попытку заблудиться, но мы с Сергеем возвращаем его на путь истины и веломарафона.

На Московском тракте нас как-то незаметно покинул Сергей Шуклецов. Вероятно, он решил ехать помедленнее.

Первоуральск с его колдобинами проезжаем, не заплутав. Игорь, правда, по ходу дела признался, что здесь он один точно поблудил бы.

За Первоуральском сразу же начинаются подъемы и спуски, т.е. рельеф из средне пересеченного превращается в средне пересеченный с элементами сильно пересеченного. Средняя скорость начинает уменьшаться.

21 час с половиною - отметка на КП Билимбай АЗС. Перед нами уже отметились Виктор Громов, Юрий Кальнин и Фуат Фахрутдинов. Они готовятся выезжать. Через несколько минут подъезжают Алексей Маркс, Максим Астафьев, Сергей Шуклецов и еще кто-то. Сергей здесь нам с Игорем присвоил звание велокабанов. Однако! Считаю, что мы на велопоросят-то еле тянем!

Делаем отметки. Я, смыв - соскоблив грязь с ног, утепляюсь снизу тонкими велогамашами и полартековой майкой сверху. Ведь впереди ночь. Или как !? В нашлемный фонарь вставляю 2 батарейки R-14.

Фонарь, закрепленный по центру сверху спереди велошлема (эту конструкцию высмотрел на одной из фотографий ПБП в интернете, аналогичную штуку заметил на этом веломарафоне у Игоря Панькова), ночью оказался очень практичен и полезен, так как светил туда, куда ты смотришь, и имел возможность менять размер светового пятна. И конечно же однозначно следует использовать алколайновые батарейки.

Немного перекусываем и снова в путь по волнам-холмам восточных предгорий Урала.

Дорога среднего качества, иногда - плохого, еще реже – хорошего. Много выбоин. Плохо, когда выбоины на спусках. Особенно в их нижних частях. С наступлением сумерек ветер почти стихает. Машин мало или почти нет.

На полях и больших полянах скрипуче кричит козодой или коростель (не специалист в области орнитологии, точно сказать не могу, но кто-то из них так скрипит). Иногда слышатся трели соловья. В чаще леса изредка раздается протяжно-тоскливый свист какой-то ночной птицы. Около дороги порой возникает возня малого лесного народца.

При штилевых условиях погоды четко проявляется инверсионное распределение температуры воздуха, когда на вершинах холмов температура выше, чем в низинах, что приводит к образованию тумана в понижениях рельефа.

Волыны замечаем издалека по мигалкам на шесте, установленном около шоссе. Слева от дороги находятся сами Волыны, справа - лагерь группы поддержки, как и в 2002 г. организованный Еленой и Антоном Берзиными, которым помогают их родственницы -две молодые девушки. Палатка, костер, сиденья из нескольких бревешек, горячие чай, лапша, каша и т.п. Такой добротный туристский бивак. Что еще надо, чтобы подкрепить силы веломарафонцам!?

ГРУППЕ ПОДДЕРЖКИ ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ПОМОЩЬ !!!

Здесь мы снова догоняем Юрия Кальнина и Фуата Фахрутдинова . Виктора Громова не видно. Наверное, уже уехал. Вскоре за нами подъезжают другие марафонцы. Выпив по паре кружек превосходного чая с батоном мы с Игорем снова выходим на дорогу.

Антон Берзин напутствует нас относительно ориентирования: «Держитесь левой стороны дороги: на развилках всегда уходите влево и не в коем случае не вправо!»

Становится почти совсем темно. Включаю передний и задний фонари и мы трогаемся вместе с Кальниным и Фахрутдиновым.

Достаточно далеко за Волынами в нижней части спуска к очередной речке, не увидев в темноте, на приличной скорости влетаю в очередную ну очень «хорошую» выбоину.

Если есть ямки на дороге, то обязательно в них въе…, не подумайте плохого, въедешь, особенно ночью! Через несколько секунд слышу жалобный свист переднего колеса. Ну, думаю, началось!

Кричу Игорю, что пробил переднее колесо. Он останавливается и возвращается. Дальше разворачивается такой диалог:

-Игорь! Езжай дальше. Что ты будешь время терять из-за меня.

-О чем говоришь! Доставай запаску и монтажки. На пару шли – на пару и камеру заменим. Кстати, немного впереди Фуат тоже колесо пробил. Вон стоит перебортовывается.

Меняем камеру. В покрышках вода. Накачиваем с некоторыми проблемами. Устанавливаем переднее колесо на место.

Кстати, на шоссейном велосипеде колеса необходимо накачивать до 8 -9 атмосфер (на хороших дорогах - до 10), что мы с Игорем не в состоянии сделать нашими насосами (для меня уже эта проблема с бородой), что, вероятно, наряду с ошибками в ночном пилотировании и стали основными причинами последующих проколов. На наших ну очень «хороших» дорогах на спусках следует притормаживать. Но мы же гонщики. Вот и догонялись!

За время замены первой камеры сдох мой передний фонарь (как выяснилось позднее, перегорела криптоновая лампочка) и практически сели батарейки на переднем фонаре Игоря. Дальше едем на моем одном нашлемном фонаре, держась рядом.

Через сколько-то километров история повторяется с задним колесом. Потом снова с задним и т.д.

В общем пробил или проколол все свои 2 запасные камеры.

Потом, набравшись смелой наглости, попросил единственную запаску у Игоря. И он ее отдал!!!

ИГОРЬ !!! ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ !!!

И ее, блин, проколол! И остался я, словно старуха у разбитого корыта, с одним слабо накаченным передним колесом.

Настроение неуклонно понижалось и скатилось далеко ниже нуля.

Всего было 4 прокола-пробоя камер на обоих колесах. Уже дома обнаружил на покрышке заднего колеса (на рабочей поверхности слой кевлара!) небольшое сквозное отверстие.

Игорь на эти дела потратил со мной от 1 до 1,5 часов, не меньше.

На последнем проколе за Илимом мы с Игорем расстались с уговором, что я попытаюсь заклеить камеры.

На велокомпьютере застыли цифры 185,2 км, средняя скорость 22,15 км/час, максимальная скорость 53,1 км/час.

Была ночь и было очень сыро. Под утро, когда стало посветлее, наклеил 2 заплатки. При попытке накачать камеры заплатки благополучно отвалились.

И тут я понял: все финиш! Укатали Сивку Билимбаевско-Шалинские горки! Фишка не легла! И судьба была против!

На веломарафонах фактор случайности (прокол или пробой колес, вылетевшие спицы, серьезные повреждения покрышек, переключателей, эксцентриковых креплений колес, перегоревшие лампочки, пришедшие в негодность батарейки и т.п.) может перечеркнуть любую тщательно спланированную подготовку. И с этим что-то надо делать!

В данном случае мне нужно было пару камер (одну -на замену, другую - в запас) и хороший насос, чтобы накачать колесо до 8 -9 атмосфер, и я бы осторожненько проехал ночью и закончил этот марафон.

Мимо проходили веломарафонцы, и все предлагали посильную помощь: велоаптечки, заплатки.

На рассвете вернулся из Шалей Игорь. Сказал ему, что я этот марафон закончил.

Потом на обратном пути снова проходили веломарафонцы. Почти все опять останавливались, интересовались, предлагали помощь.

На рассвете с горя немного перекусил. И стал ловить попутную машину. Занятие еще то! Кто не пробовал - очень «рекомендую»!

Где-то часа через 1,5 бесплодных ПО-пыток вспомнил совет Сергея Баранова и стал весело помахивать снятым передним колесом мимо проезжающим машинам. Через час подобного голосования наконец-то поймал машину -огромный трехосный КАМАЗ. Водитель Миша любезно согласился подвезти и доставил меня и моего стального братана Velosuper (надпись на раме, которую мы оба пока не оправдываем) в Кузино, откуда я уехал на электричке в 8:14 по местному времени. На вокзале пересел на другую электричку. И после обеда благополучно прибыл на Компрессорный поселок.

Так закончилась первая неудачная попытка пройти веломарафон 400 км.

Ва-банк 2 : марафон на горном велосипеде GT

После неудачи 24 - 25 мая разозлился я серьезно. Не подумайте плохого, разозлился на себя главным образом да еще на свое железо, а точнее резину. Как нас учили во времена теперь уже далекой спортивной юности, такая вот добротная спортивная злость!

В этом году более или менее удачно прошел только один веломарафон 200 км (по моему ВК 203,4 км) 26 апреля 2003 г.- 8:15 (старт 8:30, финиш 16:45), стартовав после основной группы. Веломарафон 300 км (по моему ВК 311 км) 10 мая 2003 г. прокатил не очень - за 13:10 (старт 5:40, финиш 18:50) по причине прокола на переднем колесе на выезде из города, неполадок с велокомпьютером (отход времени около 30 минут) и полупростудного состояния, хотя планировалось время при нормальных условиях в диапазоне 12:00 - 12:30.

К концу мая накатал около 5 тыс. км. В своем багаже имел несколько хороших тренировок со средней скоростью 32-34 и 35-37 км/час Поэтому, не пройдя веломарафон 400 км (была такая задумка проехать его за 18-19 часов в хорошей компании), чувствовал некоторую неудовлетворенность, хотя уже однозначно понял, что Франция мне не светит - не набрал штуку евриков (в середине года финансы пели невеселые романсы), не оформил загранпаспорт, были еще проблемы, в том числе и с велотехникой, велоснаряжением, веломарафонами, которые не сумел решить должным образом. Да и вообще этот веломарафон мог оказаться последним официальным в 2003 году. Так и случилось.

Обговорил возможность второй попытки с Петром Ивановичем Мисником. Получил добро.

Использовал маршрутную карточку от 24-25 мая, в которой проставил все недостающие отметки.

В прошлом году перед веломарафоном на 400 км также стояла проблема выбора велосипеда: шоссейный или горный. Тогда выбрал шоссейный велосипед. Несмотря на ночной полет-падение тогда 400 км проехал, но время из-за падения было так себе.

Велотехника должна быть совершенной и надежной.

Шоссейный велосипед совершенен для хороших дорог: он легкий, приемистый, на нем можно долго и быстро ехать, вероятность травмировать ноги (коленные суставы) при длительной и напряженной езде на шоссейнике меньше. Но качество дорог в нашем регионе неуклонно ухудшается, так что по ним ездить впору только на горных байках.

Может быть, именно поэтому в велоклубе «Урал-Марафон» веломарафоны на горных велосипедах ездят Максим Астафьев, Дмитрий Горюшин, Алексей Евсеев, Алексей Маркс, Игорь Паньков, Константин Ротт, Олег Саматов, Анатолий Снегирев, Игорь Ямангулов. Следует сказать, совсем неплохо ездят. Перечислил лишь тех, кого знаю. В этом году, вроде бы, появилась еще несколько парней на МТВ.

Горный велосипед для веломарафонов не столь совершенен, хотя бы потому что он изначально предназначен для других целей, но МТВ более надежен. И его можно «заточить под шоссе».

«Заточка под шоссе» моего МТВ GT-Palomar в этом году заключалась в следующем:

  • установил узкие двойные обода: задний Alexrims XT 16, 559-16, передний Ritchey Rock Pro, 559-17;
  • на колесах старые втулки поменял на втулки XT,
  • колеса обул в узкие покрышки Tom Sleak шириной 1 дюйм, естественно под узкие покрышки были подобраны и узкие камеры.

Таким образом, мой горный велосипед GT по своим ходовым характеристикам стал близок к шоссейному велосипеду, а по надежности и комфортности езды его превосходил. Правда, следует отметить, что горный GT с его багажником, крыльями и амортизационной вилкой RST-260 был тяжелее шоссейного Velosuper примерно на 4– 4,5 кг. Есть что облегчать в будущем!

Была еще причина - шоссейных велокамер с длинным ниппелем в магазинах не нашел. Да и садомазохизм с перебортовкой колес на шоссейнике, особенно ночью совершенно не прельщал.

Так что в этом году для веломарафона 400 км выбрал своего старинного другана - горный велосипед GT.

Как было сказано ранее, GT тяжелее, поэтому встала проблема максимального облегчения.

Карты, деньги, два ствола - это у них в Великобритании.

А у нас в России - карты (географические конечно), деньги (немного конечно), три запасные узкие камеры, ключи, монтажки … and so on!

В велосумку сложил только то, без чего не мог обойтись (вероятно, это основной принцип комплектования багажа веломарафонца ), не взял даже баллончик со смазкой для цепи (а вот этого делать вообще нельзя), о чем впоследствии пожалел после 200-250 км – цепь заскрипела. По этой же причине наметил пункты, где можно было бы в придорожных киосках (минимальный отход времени) подкупить питье и пищу: Первоуральск (здесь не останавливался и ничего не покупал), Билимбай и Шаля.

Итак еще раз зажигаем, уважаемые!!!

Объявляется вторично танцевальный веломарафон!

К участникам просьба - не пр(и)окалываться и ночью не спать!

А на подъемах все танцуют ча-ча и вальс-бостон!

В 16:45 выезжаю из микрорайона «Компрессорный», что недалеко от аэропорта «Кольцово».

В 17:25, преодолев чуть более 15 км, прибыл в парк около ДК РТИ. Подготовка к ВМ-400: быстрый туалет в кустах, подкормку, глюкозу, микроэлементы и витамины в подрамную сумку и карманы веломайки, устанавливаю передний и задний фонари, алколайновые батарейки в нашлемный фонарь, чтобы потом на все это не терять время.

Ситуация начала веломарафона 24 мая моделируется полностью: стартую точно в 17:42 от перекрестка напротив ДК РТИ. Несколько перекрестков со светофорами. Несколько железнодорожных переездов.

В этот раз с погодой повезло: дождя нет, дорога сухая, правда, ветер опять встречный средний. Вероятно, по этим причинам или в силу настроя раскатываюсь еще быстрее, чем в прошлую субботу.

Горный Щит и Курганово проезжаю как-то на удивление быстро-незаметно. «Терка» на дороге (слой мелкого щебня на поверхности дорог после современных ремонтов) при езде на GT с амортизационной вилкой RST-260 проходится более незаметно и комфортно.

Кстати, относительно «терки»: недавно представилась возможность пообщаться со специалистами по строительству и ремонту дорог. С их слов, причина столь странных современных ремонтов заключается в следующем: наши карьеры не могут предоставлять гравий соответствующих фракций (мелкий), поэтому используется мелкий щебень, что продлевает эксплуатацию дороги еще на 8-10 лет, экономия на ремонте составляет где-то от 10 до 30 %, а комфортность езды почему-то вообще не рассматривается.

В октябре вместе с сотрудниками нашего института побывал в рабочей командировке в городе Серове и поразился насколько хороший асфальт на шоссе около выше упомянутого города, в районе Верхотурья, Нижнего Тагила, Невьянска и насколько плохое асфальтовое покрытие автодорог около Екатеринбурга. Господа, несолидно для столицы всея Урала и третье столицы России!

После поворота на Дегтярск опять лес защищает от бокового встречного ветра. На подъемах требуется прилагать больше усилий, чем на шоссейном велосипеде.

Требуется - приложим ! Получите без расписки.

На равнине (30-32 км/час) и спусках (за 40 иногда за 50 км/час) GT идет хорошо. Следует отметить, что и на МТВ необходимо прикладывать чуть больше усилий, чем при педалировании на шоссейном велосипеде. Это чуть умножьте на 400 км.

Вероятно, в этом и заключается причина того, что байкеры (велосипедисты на горных велосипедах) чаще травмируют коленные суставы, чем шоссейники.

Но здесь приходится выбирать: или тратить больше энергии при езде, или тратить время и ту же энергию при замене 4 и более проколотых или пробитых камер. Сегодня я свой выбор уже сделал. При неплохой физической форме большее потребление энергии компенсирую более частой подкормкой и потреблением жидкости (сок и воды) и учащенно-облегченным педалированием .

Сам тренер,

сам спонсор,

сам менеджер,

сам штурман,

сам двигатель,

сам механик

сам участник-пилот …

Команда GT мчится вперед !

Ревда слева, подножью горы Волчихи справа, окраина Первоуральска и сам город с его колдобинами на так называемых дорогах проходят мимо.

Плотина через пруд Нижний. Церковь слева, дорога на Билимбай прямо. Подъем на южные отроги горы Теплой. Спуск. Вот и Билимбай.

В киоске на въезде слева от дороги быстренько купил минеральной воды и пакет сока. Запасы жидкости пополнил. Короткий отдых совмещаю с перекусом и распределением приобретенной жидкости по велофлягам и емкостям в велосумке.

КП на автозаправке прохожу в 21:15. т.е. на 15 минут раньше, чем в субботу. Неплохо однако зажигаем ! Что-то будет дальше!?

После Билимбая машин на дороге становится гораздо меньше.

Крутим-вертим, проворачивая землю-матушки под себя - от себя.

Вечереет и становится прохладно. На небе количество облачности увеличивается.

Опять на полях и полянах скрипят козодои или коростели, а в лесу слышится протяжно-тоскливый свист какой-то ночной птицы. Да, не Бунины мы и не Куприны! В нашей стране выращено не одно поколение кабинетных учителей и ученых. Вот даже птиц по голосу-скрипу-свисту определять не умеем. А трав, кустарников и деревьев сколько каждый назовет !? А их полезные и лечебные свойства !?

Волыны. Здесь нас сегодня никто не ждет и ничего нам не будет предложено. А жаль!

На автобусной остановке, перетащив велосипед через разбитые стекла, утепляюсь: надеваю велогамаши, полартековую майку и веловетровку. Быстрый перекус и восполнение водного баланса. Для борьбы со сном принимаю пару таблеток янтарной кислоты (по рецепту Владимира Семенова).

Включил задний фонарь в мигающем режиме (заявленный ресурс 100 часов). Здесь вам не Франция-будем экономить батарейки, тем более мигалку лучше заметно, чем постоянно горящий фонарь. А насчет гипнотического воздействия-так у меня сегодня на колесе никто не едет.

На подходе к Илиму на обочине дороги заметил яркий зеленый огонек светлячка.

Илим с его могучими деревянными домами прохожу без остановки.

Где-то здесь недалеко за Илимом 24 мая была закончена первая попытка. Что-то нас ждет сегодня?

Показания велокомпьютера на открытых местах были различимы до 23:30. Ну чем не «белые ночи» на Урале !?

Езда ночью имеет свою специфику:

  • субъективно кажется, что ночью едешь быстрее - из личного опыта днем скорость в 30 км/час не всегда воспринимается как быстрое движение, а ночные ощущения от такой скорости будут убеждать, что Вы едете достаточно быстро;
  • ограничение видимости светом переднего фонаря, что не дает возможности заблаговременно обнаружить выбоины и другие препятствия на дороге, результатом чего могут стать проколы или пробои колес, падения и травмы;
  • потенциальная опасность заснуть за рулем со всеми вытекающими последствиями - падения, травмы; опасно даже несколько заторможенное ночное состояние сознания - Вы не полностью бодрствуете, но и не спите, этакое полусонное состояние с открытыми глазами, когда Вы неадекватно отражаете окружающую действительность и не сможете своевременно оценить обстановку, а после оценки точно и быстро осуществить необходимые действия.

Ночью активно использовал глюкозу в двух вариантах:

  1. глюкозу в таблетках как краткосрочный источник энергии на трудных участках трассы, применял с подкормкой и водой, одна глюкоза у меня почему-то плохо идет;
  2. песни ГЛЮК’ОZЫ как средство против сна.

Лично для себя установил, что лучше всего от засыпания ночью на велосипеде спасают несколько таблеток янтарной кислоты и периодическое сильное сокращение диафрагмы, когда громко говоришь, кричишь или поешь.

Помните этот хит сезона ГЛЮК’ОZЫ, конечно с необходимыми тематическими изменениями и дополнениями (сразу хочу предупредить, что я далеко не Пушкин и не ГЛЮК’ОZА):

Полночь уже, и на шоссе никого.
Я должен пройти, ожидаю того.
Конечно волнуюсь немного,
Может быть, дома чего и забыл,
Хотя вечером записку оставил,
Кота накормил, свет отключил,
Газ перекрыл и квартиру закрыл.

Все секреты по карманам,
Я гуляю с GT-маном, а-а !

Ночь. Шоссе. И ты один.
Дорога дальняя - коварно дремлющий крокодил!
Но наши Боги и предки с нами ! А черт с ним !
Время не ждет - на педали я до конца надавил.
Ведь ночью ГАИ без проблем.
За превышение скорости не остановят.
Да и я уже далеко не спортсмен.
На моей стальной машине
Мне б в кино на Тарантино, о-о !

Ночью дорога будет вместо, вместо, вместо неё
Твоей невестой, честно, честная YO !
Будет вместо, вместо, вместо неё
Твоя !

Моя машина GT гениально проста:
Рама, руль, педали да два колеса!
У меня марафонские душа и ноги!
Иногда, как ветер, я мчусь по дороге!
Проехал уже маршрута хороший кусочек,
А завтра точно с GT дойдем мы до точек, е-е !

Ночь, тишина,
Шуршание шин,
Звук твоего дыхания.
Дорога дальняя -
Преодоление себя, времени и расстояния!
На небе редкого метеора росчерк.
Успевай загадать желание!
Вселенная смотрит глазами звезд!
Ночной мир удивителен и далеко не прост!

Иногда во всё, иногда в половину горла распеваемые песни выполнили свою основную функцию: не дали мне заснуть или начать выпадать из действительности (как это произошло на 400-ке в прошлом году); а за слушателей я не волновался, ибо их или не было совсем, или в силу моего движения все это на них оказывало столь незначительное и кратковременное воздействие, что не могло негативно сказаться на их здоровье.

Далеко за Илимом тучи сгустились и пошел небольшой дождь. Ну ведь на веломарафоне даже при одиночном варианте никак нельзя без дождичка ! Непромокаемую веловетровку даже не стал доставать. Вперед, только вперед. Дождь, вероятно, испугался такой наглости и скоропостижно закончился.

Около Сылвы строят мост через небольшую речку – хорошо, что были установлены сигнальные фонари (там неплохой спуск к реке), несколько вагончиков, мощная техника. Объезд справа от строящегося моста. Щебенка и гравий рассыпаны по всей дороге. Но на байке это не так страшно.

После одного из многочисленных подъемов слева потянуло прохладой-это пруд около Сылвы, слабые огоньки которой замаячили впереди. Сегодня мне повезло - тумана здесь нет (как и почти во всех понижениях рельефа), вероятно в силу того, что эта ночь достаточно теплая.

Вот и Сылва. В свете переднего фонаря замечаю девушек, идущих навстречу по на дороге. Спрашиваю относительно правильности дороги на Шалю. Отвечают, что еду верно.

Где-то около Шали из придорожного леса раздался уже знакомый протяжный свист ночной птицы. Ответил тем же манером. Из придорожных зарослей выскочил ну очень большой «коростель или козодой» на двух ногах. Пришлось ускориться, дабы избежать нежелательной встречи в ночи. Что там у них «коростелей» на их уме, выяснять не стал, а то попросят велосипед прокатиться и т.д., как однажды ...

На окраине Шали развилка. С Валерой Суминым в прошлом году мы ехали вроде бы налево. Но сейчас там ремонт дороги: гудрон, щебень. Поехал прямо мимо ярко освещенной автозаправочной станции до ж.д. вокзала.

Шаля. Около киоска музыка, молодежь, ночная светская жизнь районного масштаба. Спросил дорогу. Сразу не сказали, а в качестве предоплаты потребовали бутылку пива или минеральной воды. Да, портятся нравы даже в нашей провинциальной провинции! Ответил, что мне самому сейчас кто-нибудь пожрать бы дал, да попить, да помыться где-нибудь, да поспать минут шестьсот. Велосипед прокатиться не просили. И то хорошо. А то ведь под пиво-то хорошо идет рыбка там всякая и велосипед конечно.

В одном из киосков подкупил 2 пакета сока (один для обеда, другой на обратную дорогу). Воды набрал из колонки около моста через железную дорогу.

3:05 - Шаля, ж.д. вокзал - 210 км, средняя скорость 22,70 км/час, время в движении 9:15, максимальная скорость 56,8 км/час.

Обед по западному аристократичен - далеко за полночь, правда, по-бомжовски - на скамейке перед вокзалом. Милиционеры заинтересовались этим велоявлением на шалинской земле. Пообщались. Один из них сказал: «Дак ведь от Свердловска же не 200 км, а 175 км !?». Ну мы же не лыком шиты – едем обходным путем. Предложили горячего чаю. Присовокупил к своим припасам: сок, хлеб и вареные яйца, овсяное печенье, пряники, сушенные бананы и апельсин. Отметка в маршрутной карточке в билетной кассе. Отдых. Массаж ног. Мимо знакомые милиционеры провели нескольких задержанных бомжей-алконавтов. Ночная жизнь в Шалях шла своим чередом.

3:35 - 0 км, Обнуляю велокомпьютер, ибо его максимальное время работы 10 часов. В мигающий режим включаю задний фонарь. Старт обратно от ж.д. вокзала. На ходу включаю передний и нашлемный фонари. Около обезлюдевшего киоска навстречу бредущий по дороге мужчина, увидев две светящиеся точки, практически бесшумно несущиеся на него, свое мнение обнародовал так: «Это что еще тут за х….на с фонарями!?» И разошлись мы с ним, как в море корабли.

Сылва . Церковь у плотины. Пруд. В восточной части горизонта небо начинает заметно светлеть.

Прохладно. Под утро замерзли и немного заныли колени. Вероятно, коленные суставы садят не только большие нагрузки, но и переохлаждение. Информация для любителей катания на велосипеде в холодный период года.

Где-то за Илимом застал рассвет. Выключаю задний фонарь-мигалку и прочее ночное освещение. Небольшой отдых и перекус около железного ограждения дороги. Вода в велофляге холодная. Очень не хватает горячего чая. Впоследствии для этих целей купил легкий металлический термос на 1 литр.

На автобусной остановке около Волын снова небольшой отдых и перекус. Становится теплее. Птицы поют. Усталость нарастает. Немного заскрипела цепь.

На железнодорожном переезде около Билимбая большой просвет между рельсами и дорожным полотном. Почти пешком провожу велосипед. Два мужчины на переезде что-то делают. Говорю им: «Мужики, сделайте просвет между рельсами и дорогой пошире, а то велосипед даже не проваливается!» Смеясь отвечают: «Хорошо, сделаем!»

АЗС слева от дороги отметка в маршрутной карточке. На вопрос: «А что вы все еще едете?» Отвечаю: «Выходит да, едем все еще!» Автомашин становится значительно больше – отоспались гады!

В киоске на выезде из Билимбая делаю очередной закуп: минвода , пакет сока, печенье. Солнце светит ярко. Тепло.

Подъем на южные отроги горы Теплой. И тут я понял, почему ее так назвали: пока влезешь, станет ну очень тепло. Нашел первую попавшуюся автобусную остановку и снял всю ночную одежку: велогамаши, полартековую майку и веловетровку. Остался в веломайке, велотрусах, велошлеме, велоперчатках и кроссовках.

Первоуральск. Маршрут раскручивается в обратном порядке: ул. Орджоникидзе – плотина Нижнего пруда – ул. Ленина – пр. Ильича – ул. Индустриальная – мост над железной дорогой – ул. Талица .

Впечатления: колдобины – колдобины – колдобины !!!

И как мы здесь бегали шоссейные пробеги в 1980-е годы !? И почему в наших уральских городах такие разбитые дороги !?

Есть предложение: пересадить всех на велосипеды !!! Решается куча проблем: сохраняем дороги, координально улучшаем экологическую ситуацию, происходит оздоровление всего населения и т.п. Да!!! Мечты!!! Тут до велосипедных дорожек, наверное, не дожить!

А интенсивность автомобильного движения тем временем увеличивается.

За Первоуральском заныли лучезапястные суставы – надо было почаще менять положение кистей на руле.

По московскому тракту объезжаю гору Волчиху.

Вот и Ревда . Автомашин на дороге опять немного. Рот раздирает могучая зевота. Чтоб не зевал, забросим в него пару таблеток янтарной кислоты.

На фоне сильной общей усталости в мозгу всплывает вопрос: «И зачем мне все это надо ? Байки я не продаю, услуги велосервисные не оказываю !»

В Екатеринбурге магазинов, где можно купить велосипед, достаточно. Последнее время в продаже появились даже шоссейные велосипеды. А вот веломастерских явно маловато.

Вопрос философский из разряда «А в чем смысл жизни ?». Ноги крутят педали, усталость нарастает, уже не до красот вокруг. А вопросик-то периодически всплывает в сознании и всплывает. Вот ведь штука какая ! Кстати этот вопрос на психологическую устойчивость не влияет хотя бы потому, что скорость не падает и не встает другой вопрос: «А не закончить ли мне сие безобразие прямо тут и сей же момент ?»

Дегтярск. Терриконы отработанной породы. Карьеры с мутной водой. Спать не хочется. Могучая зевота продолжается.

Река Чусовая. Курганово. Интенсивность автомобильного движения заметно возрастает. На окраине Курганово отметка в маршрутной карточке на АЗС справа от дороги. небольшие отдых и перекус. И здесь поинтересовались относительно того, что вы все еще едете. Пришлось сказать, что отстал маненько, но до финиша я обязуюсь их если не перегнать, то догнать-то точно. За Курганово, проехав обелиск, из Европы возвращаюсь вновь в Азию.

Горный Щит. Удивляет то, что при такой усталости ноги еще продолжают крутить педали, а ноющие руки держать руль. Еще немного, еще чуть-чуть !!! Выжимаем из своего организма скудные остатки сил. Нас ведь уже ждут трое: теплая ванна, качественный корм и любимый диван. Все остальное потом. Вперед ! Или, правильнее сказать, назад ! С этим марафоном остатки мозгов вывихнешь!

Переезды. Светофоры-семофоры.

14:11 - ДК РТИ. Все !!! Вы как хотите, а я больше не могу! Отдых. Перекус.

ДК РТИ – 210 км, средняя скорость 21,17 км/час, время в движении 9:55, максимальная скорость 56,3 км/час. Со вчерашнего дня уже проехал 435 км.

Веломарафон 420 км пройден за 20 часов 29 минут. Из 20 часов все же не вышел! Но чистое время в движении 19:10. На остановки в общей сумме потратил 1:19. В общем-то неплохо осуществляем принцип: максимум движения, минимум стояния, сидения и лежания.

Все равно славно позажигали, уважаемые !

После отдыха на небольшой скорости отправляюсь в сторону дома. Пилить еще 15 км.

Микрорайон «Компрессорный». Почти за сутки прошел 450 км. Хорошая суточная веломарафонская тренировка. И мне понравилось проходить дистанцию одному. Понимаю теперь некоторых наших веломарафонцев убежденных одиночек.

В качестве выводов ряд общих субъективных соображений. В качестве информации к размышлению, но не более того, для тех, кто ездит много и с приличной скоростью.

Собираясь на длинный веломарафон (для меня это сутки и больше, т.е. 400 - 450 км и более), следует исходить из худшего варианта и брать велоснаряжения и прочее из расчета, что придется ехать под дождем и при прохладной погоде.

Оптимально эта и многие другие проблемы решаются при использовании машины сопровождения. Особенно, если в ней и у участника имеются мобильные телефоны для оперативной связи - конечно же в рамках существующих правил проведения веломарафонов !

Маршрут марафона следует хорошо изучить. С собой следует брать подробные карты маршрута лучше масштаба не менее 1 : 100000 (в 1 см 1 км). Если трасса проходит по городу, необходимо брать подробную схему города. Если есть возможность, то лучше проехать заранее хотя бы по наиболее сложным участкам трассы. Сам был свидетелем, как в этом году наши сильнейшие на марафоне 200 км заблудились за Полевским. Не обошлось без блуда и на ПБП-2003 - ну там чужая страна да и марафон длиннее со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Для езды ночью необходимы дубляжь освещения в виде запасных лампочек и батареек, а может быть и фонарей.

В запас также необходимо брать N-е количество запасных камер и сворачиваемую покрышку. Сколько брать каждый решает сам, исходя из своего опыта.

Для шоссейного велосипеда необходим насос, который бы был в состоянии достаточно быстро накачать колесо до 8-9 атмосфер, что минимизирует вероятность прокола. У меня профессиональный насос с манометром есть только дома и его с собой на марафон не возьмешь.

Часть марафона проходит в ночных условиях, поэтому езду ночью также необходимо отрабатывать на тренировках. Причем отрабатывать комплексно: пилотирование на сухой и мокрой дороге на различных участках рельефа, освещение, снаряжение, подкормка-питание, питье, замена лампочек в фонаре и перебортовка колес в ночных условиях и т.п. Короче говоря, загрузка по полной программе, исходя из наихудших условий. Для ориентировки по скорости и километражу ночью необходима подсветка велокомпьютера . Для себя светодиодную подсветку приобрел в начале этой зимы, так как для поддержания формы езжу после работы вечером и ночью.

На веломарафонах, в особенности на длинных возможны неприятные сюрпризы, ведущие к сходу с дистанции, поэтому в календаре (особенно в год проведения ПБП) необходимо дублирование квалификационных веломарафонов - веломарафоны 200, 300, 400 и 600 км проводятся минимум два раза. Это также способ привлечения новичков и возможность серьезно потренироваться.

Существует еще способ решения проблемы схода с марафонов. Очевидно, что давно назрела необходимость создания на КП пунктов технической помощи (ПТП), где за отдельную плату можно найти профессиональный насос, покрышки, камеры, батарейки, лампочки и т.п. для того, чтобы быстро поставить на ноги своего «стального коня» и продолжить участие в веломарафоне. Для этой цели неплохо бы привлекать наши ведущие в сфере велотехники магазины. Им деньги от продажи запчастей и реклама, а, может быть и спонсорская поддержка (да, ничего ты размечтался!?) некоторых веломарафонцев, ведь веломарафоны - это экстремальный вид любительского спорта ! А участникам возможность продолжить марафон.

Вот еще вариант - под ПТП можно приспособить легковой автомобиль. Тем более, что сейчас сотовые телефоны не проблема!

Велотехника должна быть совершенной и надежной.

Из личного опыта - такой вообще нет. Если я со своими далеко не могучими физическими возможностями умудрялся вырывать из резьбы эксцентриковые крепления подсидельного штыря и заднего колеса, а за несколько длинных поездок (ну, там на 200-250 км, правда, в приличном темпе) растягивать цепь на МТВ GT, то что следует ждать от таких здоровых мужиков, как Владимир Семенов и Вячеслав Шаламов. Кстати, у последнего также были проблемы с техникой на 400 км и второй перезаезд.

Шоссейный велосипед создан для дорог с хорошим покрытием. А таких в регионе Среднего Урала практически не осталось. В других частях России положение вряд ли лучше.

Горный велосипед для веломарафонов не столь совершенен, хотя бы потому что он изначально предназначен для других целей, но МТВ более надежен. И его можно «заточить под шоссе». Вероятно, основные цели такой «заточки» должны заключаться в следующем: при максимальном облегчении МТВ сохранить его надежность при максимальном улучшении скоростных качеств на шоссе. Тогда на МТВ не придется прикладывать больше усилий при педалировании, чем на шоссейном велосипеде, а катить можно будить долго и на приличной скорости (ну, в районе 30-35 км/час).

Общие направления решения этих проблем следующие:

В области велотехники:

  • облегчение рамы - использование рам из Al, Ti, Mg и т.п., кстати, свою раму Cr-Mo менять пока не собираюсь;
  • использование высококлассного, а значит надежного и легкого навесного оборудования;
  • из тех же соображений установка узких МТВ ободьев с узкими покрышками типа Sleak и узкими камерами (некоторые даже используют шоссейные колеса для МТВ, но здесь существует проблемка установки тормозов);
  • использование легкого багажника из Al, Ti, Mg;
  • установка легкого Al руля и выноса.

Следует отметить давно известный факт, что у всех изделий их Al, Ti, Mg существует неприятная особенность они ломаются без предупреждения маленькими трещинами.

Принцип максимального облегчения велосипеда входит в противоречие с принципом худшего варианта прохождения веломарафона. Есть над чем подумать!

В области поддержания и развития спортивной формы:

Мое отношение к веломарафонам пограничное, ибо я начинал как велотурист полуспортивного направления (не покатушечник, скорее у меня это все-таки продвинутая физкультура). Поэтому веломарафоны я рассматриваю, как что-то среднее между скоростным туризмом на хорошем велосипеде в максимально облегченном варианте и длинной велогонкой.

Отсюда фиксация времени должна быть и важна хотя бы с точки зрения времени работы старта, КП и финиша, а также минимизации времени насилования своего организма и любимого велосипеда. Тебя «быстрокрылый велоголубь» в выше упомянутых точках пространства бесконечное время никто ждать не будет.

В своей статье «Анализ средней скорости движения участников марафона «Европа-Азия» 1000 км, 2002 год» (http://marx.net.ru/) Алексей Маркс отмечал, что в середине интервала открытие-закрытие КП на Всероссийском веломарафоне 1000 км шел один Харис Сахипов, остальные – около времени закрытия. Такая тактика прохождения дистанции для многих участников чревата большой вероятностью схода с веломарафона при малейшем негативном сюрпризе.

Поэтому готовь велотехнику и накачивай физику. Хочешь меньше проблем, делай больше и лучше. Но это уже уровень любительского спорта или продвинутой физкультуры. Это потребует времени и денег (ибо технический вид). Хочешь наоборот, делай все на авось и тяп-ляп с аналогичным результатом. Выбор есть! И он за тобой!

По поводу методики тренировок. Здесь все не так уж сложно, как может показаться на первый взгляд. Основной принцип тот же, что и на других длинных дистанциях (бег, лыжи…) : не потопаешь - ничего не слопаешь!

  • Хочешь на веломарафонах ездить быстро – езди быстро на тренировках. Естественно в различных диапазонах скоростей и на различных отрезках.
  • Хочешь на веломарафонах ехать долго – на тренировках долго езди.
  • Хочешь на веломарафонах ездить долго и быстро, …
  • Хочешь на веломарафонах без проблем ездить ночью, …
  • Хочешь на веломарафонах ездить в течение нескольких суток, …
  • Хочешь на веломарафонах ездить под дождем, …
  • Хочешь на веломарафонах ездить против ветра, …
  • Хочешь на веломарафонах ездить в группе, …
  • Хочешь на веломарафонах ездить один, …
  • Веломарафоны проходят по дорогам с асфальтовым покрытиям, поэтому следует тренироваться на …
  • Веломарафоны проходят по дорогам с различным рельефом, поэтому следует тренироваться на …

И т.д. и т.п.

Ну в общем Вы сами все понимаете и можете закончить эти банальные предложения.

Для успешного (под этим каждый понимает что-то свое) участия в длинных веломарафонах необходимы система многолетней подготовки и неоднократное участие в серии квалификационных велозаездов. За один год подготовиться невозможно ! Желательно каждый год проезжать полную серию квалификационных веломарафонов: 200, 300, 400 и 600 км; и естественно - 1000 или 1200 км. Хотя бы для того, чтобы убедиться, что это твое и ты потянешь. Опять же наработка комплексного марафонского опыта, который ничем не заменишь, даже богатейшим многолетним опытом участия в велогонках на шоссе.

И вот здесь уже всплывают далеко небанальные моменты.

  • Какова твоя цель: просто проехать марафон или за определенное время, побороться только с собой или заодно и с другими участниками ?
  • И что и сколько ты сможешь бросить на алтарь достижения поставленной цели ?
  • На каком велосипеде ездить веломарафоны ? Какое оборудование и снаряжении использовать ? Ведь не менее 50 % успеха или неуспеха заключено в технике и снаряжении.
  • Как строить многолетний, годичный, месячный и недельный циклы подготовки?
  • Возможны ли у нас круглогодичные тренировки ?
  • Сколько необходимо накатывать км за год ? 8-10, 12-15, 15-20 тысяч км, … ? И сколько это потребует усилий ? А времени ? А денег?
  • А сколько следует проезжать за одну тренировку? И с какой скоростью?
  • Как эффективнее тренироваться одному или в группе? И сколько человек должно быть в группе - 2 - 3 или больше?
  • Наши сильнейшие веломарафонцы (Владимир Семенов и Сергей Баранов) при подготовке к ПБП 3-4 раза в неделю после работы на пару проезжали по 100-120 км со скоростью 28-34 км/час (информация из их статей).
  • Необходимы ли длинные тренировки? И сколько нужно проезжаешь на них: 150 или 200 или 250 или 300 или даже 350 км? И с какой скоростью?
  • Ведь на тренировках при подготовке к тому же ПБП (или к другому длинному веломарафону) следует его же и моделировать. И какова должна быть эта модель?
  • А как строить систему подготовки к промежуточным и главному старту сезона?
  • Подготовка на среднем и выше уровнях невозможна без комплексной системы восстановительных мероприятий. Какими они должны быть?
  • А проблема травматизма? И как не допускать травм и лечить их?
  • А система питания и восполнения водного баланса до, после и в процессе тренировок и веломарафонов? Ведь заголодав, сколько ты сможешь крутить «железку»?
  • А применение витаминов и микроэлементов?
  • А проблемы сна на веломарафонах и борьбы с этим сном, когда ты за рулем?
  • А проблемы безопасности на дорогах? Ведь дороги, особенно наши – это зоны повышенной, иногда смертельной опасности. И не всегда яркая спортивная экипировка спасает! Как говорится, не дай Бог!
  • Опять же проблемы безопасности в наших населенных пунктах с их, как правило, интенсивным автомобильных движением и «доброжелательным и культурным» населением !?
  • А проблемы спонсорской поддержки, хотя бы ведущих веломарафонцев?

Здесь я постарался коснуться только основных, с моей точки зрения, проблем и моментов, связанных с веломарафонами и системой подготовки к ним. А в правильно поставленных вопросах и обозначенных проблемах уже есть наметки ответов и путей решения.

До следующего ПБП-2007 время есть. Проблемы обозначены, цели и задачи поставлены.

Еще дожить бы в прямом смысле и в ранге веломарафонца.

Так что до встречи на дорогах!

За конструктивные критику и замечания, полезную информацию и вопросы, а также спонсорскую поддержку на длинных веломарафонах автор статьи будет признателен.

Тетерин Александр Федорович-
кандидат географических наук, научный сотрудник Института промышленной экологии

 
Free template 'Feel Free' by [ Anch ] Gorsk.net Studio. Please, don't remove this hidden copyleft!