Записки начинающего веломарафонца
Закончился велосипедный сезон 2001 года, который продолжался с апреля по сентябрь. Пора подвести итоги. Основные статистические данные прошедшего велосезона представлены в таблице 1. За 2001 г. на велосипеде GT-Palomar пройдено 4250 км, 3 вело-ПВД, 18 вело-ПВД-марафонов, 3 велопробега на 100 км с велоклубом «Урал-марафон», 2 спортивных велопохода по Среднему и Южному Уралу: I (470 км, 6 дней, 5 человек) и II категории сложности (606 км, 8 дней, 3 человека). Таблица 1 Пройденное расстояние и участие в веломероприятиях по месяцам 2001 года Месяц | Километраж | Количество ПВД-марафонов | Участие в веломероприятиях | Апрель | 401,6 | | ПВД - 15 и 22 апреля | Май | 650 | 3 | Руководство велопоходом I категории сложности по Среднему и Южному Уралу с 30 апреля по 5 мая. Группа 5 человек (2 девушки). ПВД - 25 мая | Июнь | 577 | 4 | Велопрогулка на 100 км с велоклубом «Урал-марафон» 3 июня. | Июль | 1078,5 | 5 | Велопрогулка на 100 км с велоклубом «Урал-марафон» 8 июля. | Август | 446 | 3 | Велопрогулка на 100 км с велоклубом «Урал-марафон» 12 августа. | Сентябрь | 1096,8 | 3 | Руководство велопоходом II категории сложности по Среднему и Южному Уралу с 15 по 22 сентября. Группа 3 человека. | Всего: | 4249,9; в том числе вПВД-марафонах 2517 | 18 | 8 | Несколько слов о системе ПВД, велосипедных ПВД и вело-ПВД-марафонах. ПВД-это походы выходного дня. ПВД - это активный отдых на природе, освоение азов туристической подготовки, первичный, или начальный этап подготовки к спортивным категорийным походам. У нас они зародились достаточно давно. Пережили свой бум в годы рассвета туризма. ПВД существуют и в современных условиях. В Екатеринбурге система ПВД для пеших туристов существует до сих пор. Составляются планы, круглый год по субботам и воскресеньям проводятся мероприятия во главе с опытными инструкторами. Инициатором вело-ПВД выступил велосервис «Биомеханика». Честь и хвала им за это и персонально Василию Клеину. К достоинствам вело-ПВД следует отнести их истинно туристский товарищеский дух, комфортный темп езды, интересные маршруты и посещаемые объекты, туристские навыки, приобретаемые как-то само собой, расширение круга велоколлег и многое другое. С удовольствием и большим толком принял участие в двух ПВД в апреле (как и остальные участники первого велопохода), после которых отважился на руководство спортивного велопохода I категории сложности. Поход прошел нормально, что говорит о практической значимости и пользе ПВД. К недостаткам вело-ПВД, по-моему мнению, следует отнести высокую частоту проведения ПВД весной и осенью, а самый оптимальный сезон для вело-ПВД-лето-остается за бортом. Так как являюсь приверженцем полуспортивной направленности, то с определенного момента протяженность вело-ПВД в 60-80 км, продолжительность в 4-8 часов и скорость движения 15-18 км/час перестали меня устраивать. Выход напрашивался сам собой. С 1998 г. после весенней обкатки выходил на дистанции 120-160 км за одну поездку в выходной день. В качестве дальнейшего развития системы ПВД в середине лета (18 июля 2001 г. на интернетовском сайте велосервиса «Биомеханика») мной была предложена система ПВД-марафонов (за 1 день не менее 100 км) с несколько большей скоростью (20-24 км/час) и продолжительностью (7-12 часов). Таблица 2 Характеристики вело-ПВД-марафонов 2001 года № п/п | Дата | Маршрут | Протяжен ность, км | Скорость, км/час: | средняя | макси мальнаяя | туда | обратно | общая | 1* | 5.05 | Каменушка –Полдневая–Полевской–Курганово–УКЗ | 108 | | | 17,7 | 36,9 | 2 | 25.05 | УКЗ–Березовский–Становое–Сарапулка –Белоярское водохранилище– УКЗ | 129 | | | 21,4 | 49,2 | 3 | 27.05 | УКЗ – Екатеринбург–Решеты– Северка –Чертово Городище–Среднеуральск – Врехняя Пышма – Екатеринбург–УКЗ | 101 | | | 23,5 | 52,5 | 4 | 3.06 | УКЗ–Березовский–Монетный–Ключевск–Лосиный–УКЗ | 105 | 27,2 | 21,9 | 24,6 | 50,5 | 5 | 12.06 | УКЗ–Арамиль–Кашино–Сысерть–Верхняя Сысерть–УКЗ | 107 | 25,05 | 22,27 | 23,66 | 56,9 | 6 | 16.06 | УКЗ–озеро Шарташ–Арамиль–Кашино–Сысерть–УКЗ | 127 | 27,27 | 21,63 | 24,45 | 58,4 | 7 | 17.06 | УКЗ–Березовский–Верхняя Пышма –Среднеуральск–Коптяки–ж.д. станция Исеть–Чертово Городище– ж.д. станция Исеть–УКЗ | 114 | | | 24,42 | 55,7 | 8 | 1.07 | УКЗ–Екатеринбург, РТИ –Курганово–Дегтярск–Ревда –Екатеринбург, РТИ–УКЗ | 140 | 27,82 | 25,88 | 26,85 | 46,8 | 9** | 8.07 | УКЗ–Екатеринбург, РТИ –Курганово–Дегтярск–Ревда –Екатеринбург, РТИ–УКЗ | 145 | 26,08 | 27,0 | 26,54 | 50,5 | 10 | 15.07 | УКЗ–Арамиль–Щелкун–Никольское–Верхняя Боевка –Новоипатово–Верхняя Боевка –УКЗ | 178 | 25,8 | 22,65 | 24,23 | 58,9 | 11 | 22.07 | УКЗ–Арамиль–Космаково–Щелкун–Знаменка–Тюбук–Кисегач–Тюбук–УКЗ | 233 | 24,8 | 22,8 | 23,8 | 40,9 | 12 | 28.07 | УКЗ–Березовский–Монетный–Ключевск–Лосиный–УКЗ | 127 | 30,35 | 23,0 | 26,68 | 53,7 | 13 | 5.08 | УКЗ–РТИ–старый Московский тракт–Хрустальная–обелиск «Европа-Азия»–Московский тракт– РТИ–УКЗ | 119 | 26,6 | 23,5 | 25,05 | 63,7 | 14** | 12.08 | УКЗ–Екатеринбург, РТИ –Курганово–Дегтярск–Ревда –Екатеринбург, РТИ–УКЗ | 140 | 29,05 | 27,19 | 28,12 | 47,7 | 15 | 25.08 | УКЗ–РТИ–старый Московский тракт–Решеты–Хрустальная–лес к северу от Хрустальной до подножья горы Барашек–Хрустальная – Решеты–старый Московский тракт –РТИ–УКЗ | 116 | 21,3 в лесу 10,5 | 23,56 в лесу 16,29 | 20,96 | 61,1 | 16 | 6.09 | УКЗ–РТИ–старый Московский тракт–Решеты–Хрустальная–лес к северу от Хрустальной до подножья горы Барашек–Хрустальная – Решеты–старый Московский тракт–РТИ–УКЗ | 122 | 22,3 в лесу 9,45 | 20,18 в лесу 11,39 | 19,35 | 53,7 | 17 | 9.09 | УКЗ–Арамиль–Патруши–Кашино–Космаково–Щелкун–Знаменка–Тюбук–Кисегач–Касли–Вишневогорск–Касли– Кисегач– Тюбук–Космаково–Кашино–Патруши–Арамиль–УКЗ | 285 | 25,75 | 21,3 | 23,53 | 54,6 | 18 | 23.09 | УКЗ–РТИ–старый Московский тракт–Решеты–Хрустальная–лес к северу от Хрустальной до подножья горы Барашек–Хрустальная–Решеты–старый Московский тракт–Новый Московский тракт–РТИ–УКЗ | 121 | 21,5 в лесу 11,55 | 24,26 в лесу 11,55 | 20,86 | 56,7 | Примечание: 1* - последний день велопохода I категории сложности; 9**, 14** - веломарафоны на 100 км велоклуба «Урал-марафон». Что из этого получилось в этом году представлено в таблице 2 и в миниотчетах о самых интересных вело-ПВД-марафонах. Из данных, приведенных в таблице 2, видно, как постепенно увеличивались дистанции и росла скорость. К концу сезона уже не пугали расстояния в 200 и 300 км, а также скорость 25-30 км/час на горном велосипеде GT-Palomar. Мое личное мнение: ПВД-марафоны при постепенной, постоянной и целенаправленной подготовке доступны практически всем здоровым людям, что доказали два других участника второго спортивного велопохода II категории сложности, которые прошли ускоренный и облегченный курс ПВД-марафонов в конце августа -начале сентября этого года. Основной итог велосипедного сезона 2001 г. -практически все, что было задумано в начале года по системе вело-ПВД-марафонов, считаю, в основном выполнено. Вело-ПВД-марафоны, так же, как категорийные спортивные велопоходы,-дело добровольное и требуют систематической, кропотливой и действительно спортивной подготовки.Выскажу свое личное мнение: вероятно, с определенного уровня эти веломероприятия не всем по силам. За конструктивные критику и замечания, полезную информацию и вопросы автор статьи будет признателен. Также автор статьи приглашает к сотрудничеству веломарафонцев, хорошо подготовленных велотуристов, всех заинтересованных лиц и заинтересованные организации. Тетерин Александр Федорович- кандидат географических наук, научный сотрудник Института промышленной экологии
|