До РВР-2015

Страницы пользователей

You are not allowed to upload files to the server!'
ПВД-марафон 5-10-2002 - "минералогический" или конный пешему - все-таки товарищ и брат!
Записки начинающего веломарафонца

Данные о ПВД-марафоне:

Маршрут: п. УКЗ –Большой Исток - Челябинский тракт – Кашино–Сысерть – Верхняя Сысерть – район между Сысертью и Полевским и обратно.

Погода : облачная осенняя погода; ветер юго-западный 2-5 м/с; температура воздуха 0 плюс 4 градуса по Цельсию, вечером пошел мокрый снег.

Протяженность: 134 км.

Скорость: туда – по шоссе средняя скорость 22,88 км/час (ветер встречный); максимальная скорость - 34,3 км/час, чистое ходовое время 2:25:37.

в лесу средняя скорость 9,39 км/час, максимальная скорость - 17,4 км/час,

обратно – в лесу средняя скорость 11,39 км/час, максимальная скорость - 22,4 км/час;

по шоссе средняя скорость 23,27 км/час (ветер попутный); максимальная скорость - 39,7 км/час, чистое ходовое время 2:23:11.

Продолжительность: чуть более 11,5 часов (9.10-20.48).

Участники: А. Тетерин, В. Корепанов и его ученики из школ № 147 и 166 Екатеринбурга: Юля, Максим и Юра.

Описание ПВД-марафона

Так как езда по лесным и грунтовым дорогах до недавнего времени были моим слабым местом, и несмотря на то, что запланированный велопоход IV категории сложности в 2002 году не состоялся, во второй половине лета (минимальная клещевая опасность в наших лесах) и осенью совершил несколько выездов в лес за грибами, камнями, вениками и просто для активного отдыха в районы Хрустальной - Северки и Верхней Сысерти (ПВД-М 27.07, 3.08, 1.09, 5.10.2002). Осенью на сырых лесных дорогах уже чувствовал себя вполне прилично и хорошо поколесил в окрестностях Верхней Сысерти, отрабатывая навыки езды в стиле cross-country.

С 1995 по 1999 г. подрабатывал в школе у нас в микрорайоне Компрессорный, преподавал физическую и экономическую географию. Все эти годы в школе существовал географический кружок, которым я руководил. Основными направлениями деятельности кружка были туризм, краеведение, экология и геология. Именно тогда и познакомился с Владимиром Корепановым, геологом по образованию, который в силу ряда причин также работал в школе и обычно не в одной. Сошлись мы с ним на общей любви к коллекционированию минералов и горных пород, попросту говоря, - камней. Это было моим давним увлечением. Еще в детстве в Каменске-Уральском у меня была неплохая по мальчишеским меркам геологическая коллекция, собранная в результате наших иногда достаточно далеких странствий в окрестностях родного города.

Этой осенью я неоднократно подбивал Владимира Юрьевича на совместный геологический выезд. Правда, не менее давно уговариваю его купить приличный горный велосипед, чтобы не зависеть от транспорта, всласть поколесить по окрестностям Екатеринбурга и осуществить наши давние хитниковские проекты (коллекционеров и любителей камней в старину да и сейчас называют хитниками).

У Владимира сочетались все необходимые качества истинного геолога (ибо геолог по определению-это компьютер по обработке огромного количества данных, экскаватор и землеройная машина при отборе образцов, вездеход на маршруте-это шутка!): могучий интеллект, житейские практичность и сметка, большая физическая сила, выносливость и профессиональный подход к любому делу.

Обычно мы с Владимиром летом совершали несколько геологических походов, а осенью уже который год отмечались на Синарском месторождении агатов. В 2002 г. как-то не сложилось, не заладилось. В силу занятости на работе и по семейным причинам он все дипломатично отнекивался и отказывался от всех моих предложений. Но день этот все-таки пришел. Договор был заключен по телефону и заключался в следующем: Володя вместе со своими учениками на автобусе едут до Верхней Сысерти, куда я добираюсь своим ходом на велосипеде, время встречи около турбазы Солнечный Камень - 11.00 плюс 10-25 минут на непредвиденные обстоятельства.

Подъем в 7.50. Стандартная утренняя программа: Туалет. Умывание. Плотный завтрак.

Прослушал прогноз погоды.

В велорюкзак и подрамную сумки уложил все, что обычно беру с собой: ключи, запасные камеры, велоаптечку, передний и задний велофонари (а вдруг придется возвращаться в темноте-это как в воду глядел), перекус, фрукты, пластиковые емкости с вторым блюдом, термос с чаем, визитку, немного денег, витамины и подкормку для быстрого питания, дополнительную одежду, 2 пары носков, кирочный молоток, небольшую садовую лопаточку, пару брезентовых мешков и старых толстых носков под образцы и еще там что-то по мелочи.

Проверил велосипед. На багажнике укрепил малый велорюкзак. Посмотрел, чтобы его штанины не попадали в спицы (был в моей практике такой прецедент, поэтому сейчас всегда страхуюсь). Оделся и спустился на лифте на первый этаж.

9.10-0 км. Поселок Уральского компрессорного завода. Стояла осенняя облачная погода, температура была чуть выше 0 градусов по Цельсию и, что самое плохое, дул ощутимый ветер. На мое несчастье, он был встречный на пути в Сысерть. Это обстоятельство значительно снизило крейсерскую скорость. Обычно в конце сезона при нормальных условиях по среднепересеченному рельефу и асфальту на МТВ такую дистанцию (чуть более 50 км до Верхней Сысерти) прохожу со средней скоростью 25-27 км/час, что позволило бы мне прибыть в условленное место встречи к 11.00-11.15.

Мимо школы, через железку на Старый Сибирский тракт. По нему в сторону аэропорта. Затем на кольцевую дорогу, по которой на Челябинский тракт. Стараюсь ехать быстро, но с ветром спорить достаточно сложно, особенно на открытых участках.

9.39-11 км. Челябинский тракт. Встречный ветер сдувает всю скорость. Держась за рога и максимально пригибаясь к руля, иду в самой низкой стойке. Помогает, но не очень сильно. Ветер дует постоянно, словно в аэродинамической трубе.

10.47-35 км. ГАИ на Челябинскомй тракте. Небольшой отдых главным образом для принятия внутрь жидкости. В холодный период года для быстрого питья использую так называемый «народный термос» - пластиковая бутылки с горячим чаем, помещенная в два толстых носка. Обычно этот «народный термос» кладу в задний карман веловетровки или велокуртки. Теплого чая хватает на 50 - 60 км.

10.55-36 км. Кашино. Вперед и только вперед, ибо опаздываем.

11.12-42 км. Сысерть. Быстро и еще быстрее. В сосновом лесу за Сысертью ветер почти не чувствуется.

11.38-52 км. Верхняя Сысерть. Все опоздал! Но может быть мы, имея в виду себя и моего стального братана МТВ GT, догоним еще их.

Проверим, на чьей стороне сегодня судьба.

11.50–55,53 км. Турбаза «Солнечный Камень». На бревнах никого нет. Небольшой отдых и перекус-перепив для восполнения пищевого и водного баланса. Замечаю на столбе записку (хорошо, что сгоряча сразу же не рванул в лес!), суть которой заключается в следующем: мы были здесь, ждали, пошли вперед, догоняй.

Что я и пытаюсь сделать. Но здесь не асфальт. Осенью лесные дороги сыры и плохи по определению. Начинается велотрофи и отработка навыков cross-country. Обнуляю велокомпьтер.

Сейчас пойдет совсем другая езда !

И вот она началась !

Еду. Тащу. Бегу-веду байк. Кричу, но ветер шумит в кронах деревьев, и мой крик вряд ли далеко слышен. Снова еду, тащу, бегу, кричу. Все эти действия повторяются в различных сочетаниях.

На лесной дороге заметил мертвую землеройку.

Хорошо, что эти места мне достаточно хорошо знакомы по моим прошлым выездам и недавним сентябрьским велопоездкам, когда доехал до Хрустального пруда, в очередной раз посетил гранатовые копи, поколесил по Иткульской дороге.

Все-таки этой осенью навыки езды в стиле cross-country отработал неплохо, ибо обошлась эта гонка без единого падения в грязь или лужу.

Этот район интересен со многих точек зрения: вело- и пешего туризма, истории, краеведения. геологии, любителей природы, грибов и ягод. Коротко говоря, Бажовские места: Данила-мастер, Хозяйка Медной горы, гигантский змей Полоз-хранитель золота, Синюшкин колодец, Серебряное Копытце-все это отсюда из Сысертского горного округа, района Сысерти, Верхней Сысерти и Полевского, где провел свое детство и юность наш известный уральский сказитель Павел Петрович Бажов.

Кстати сказать, этот район мне памятен тем, что 26 октября 1997 г. именно здесь за один ходовой день с легким рюкзаком я пешим порядком одолел 55 км. Правда, не всегда это была ходьба.

12.29–4,5 км. По грязной лесной дороге через небольшой ручей, объехав несчетное количество луж, сделав несколько перетасков, выезжаю на перекресток просек. В осеннем лесу тихо. Изредка тенькают синицы да прокричит далеко ворон. Иногда слышится стук дятла. Сейчас уже не лето, и птиц в лесу практически нет – почти все они улетели на юг.

Вдруг слышу справа неприродный приближающийся звук. Через несколько секунд из леса с мощным ревом в синем думу вылетают на приличной скорости три квадроциклиста (четыре колеса, мощный двигатель, сиденье, все это на низкой раме) в регланах, кожаных перчатках, шлемах и грязи. Проносятся мимо. Вроде бы, только один успевает заметить, что в лесу, кроме них, есть еще кто-то.

12.42–6,5 км. Кордон «Плита». Как всегда, сначала слышу собачий лай, потом уже за деревьями замечаю несколько домов. Подъезжаю. Сегодня здесь многолюдно: около десятка охотников с собаками. Уже изрядно приняли внутрь. Наверное, для храбрости. Ведь вооруженные до зубов идут на безоружное зверье.

Нахожу егеря, как самого трезвого и толкового. Спрашиваю, не проходили ли недавно здесь несколько парней с кряжистым, могучего вида мужчиной. Егерь отвечает, что совсем недавно проходили очень похожие люди и указывает направление, куда они двигались. Благодарю и пускаюсь в погоню.

Счас мы их !!

12.45–7 км. И час не прошел, как догнал Корепанова и Ко. Да и то, лишь потому, что они, не доходя до кордона, немного заблудились, на мое счастье.

Сегодня судьба была на мой стороне !

Друзья и коллеги наконец-то встретились в полевых условиях. Владимир представил молодых участников похода: Юлю, Максима и Юру, учеников школ № 147 и 166 Екатеринбурга.

У одного из молодых людей сзади рюкзака прикреплена «пенка» с надписью на ней «Что смотришь, ж..пу не видел что ли ?» Туристский юмор однако.

Немного отъезжаю вперед. Затем жду парней. Все-таки скорость передвижения на байке даже по плохой десной дороге 9–12 км/час, что в 1,5–2 раза превосходит скорость пешего туриста (6–7 км/час). Так с небольшими моими остановками и движемся.

13.08–9 км. Делаю несколько фотографий на марше. Развилка лесных дорог.

Где-то на марше один из парней и сказал: «Владимир Юрьевич! А что это мы все пехом да пехом топаем. Не лучше ли купить горные велосипеды и, как Александр Федорович! И быстрее и лучше!»

13.20–11 км. Лесную дорогу справа налево пересекает просека. По едва заметной тропинке углубляемся в лес. Ощутимый подъем. Велосипед приходится вести, потому что тропа узкая, на ней много ям и упавших деревьев. Встречается много черники (которой в районе Северки-Хрустальной в этом году практически не было), разные полузамерзшие грибы. Ветер шумит вверху в кронах деревьев. Птиц почти не слышно. Глубокая осень.

13.26–11,5 км. Вот она Хрустальная копь. Это несколько ям, самая большая из которых глубиной около 3 метров. Да ! Если точно места не знаешь, никогда не найдешь ! Около копи место стоянки: старое костровище, обложенное камнями, рядом настил из бревен с наклонным навесом под уже рваной пленкой, недалеко в яме культурно складированы отходы многочисленных предыдущих пребываний хитников.

13.27. К березе прислоняю своей велосипед. Вытаскиваю принадлежности: лопатку, молоток, мешочек. Немного перекусываю для восполнения изрядно потраченной энергии. Но сейчас не до еды. Начинается «каменная лихорадка», знакомая всем коллекционерам и любителям камней.

Пока не увлекся землекопанием, делаю несколько фото копи и лагеря.

Парни по указанию Владимира обустраивают лагерь, заготавливают дрова, разводят костер. Юля готовит обед.

Так как у меня весь готовый обед в велорюкзаке, то отрываюсь по полной программе. Утеплившись штормовкой и надев пару рабочих рукавиц, обследую все закопушки и ближайшие окрестности. Место новое, незнакомое. В глине на поверхности земли и в ямах различной величины (от иголочных до 10–12 см - это по словам Владимира) и сохранности целые кристаллы хрусталя и обломки везде под ногами.

От души покопался в 4–5 ямах-закопушках.

Нам бы углубиться на пару-тройку километров. Ну, хотя бы на пару сотен метров или хоть бы уж на метра на 2–3. Вот там бы мы нарыли- наковыряли- надолбили !

Где-то кричит ворон. Иногда стреляют. Это, наверное, встреченные на кордоне пьяно-смелые охотники.

Горит костер. Юля кашеварит. Освободившиеся парни, как и я, разбрелись по ямам и роют и роют и роют.

15.10–15.25. Обед около костра. Владимир со товарищами аппетитно поедают горячий суп. Я расправляюсь со припасенными дома съестными припасами, запивая горячим чаем из термоса.

Продолжаем раскопки по сбору хрусталя.

Погода под вечер немного улучшилась – даже солнце появилось.

Снова вдали кричит ворон. И снова иногда стреляют. Killer-ы хреновы!

Владимир послал парни за водой, пока не стемнело, потому что они решили здесь заночевать (палатки, спальники, пенки и т.п. у них были), а с водой здесь увы напряженно.

16.45–17.00. Пора и мне собираться в обратный путь, чтобы засветло преодолеть лесной участок и большую часть пути домой. Укладываю пару хороших пригоршней нарытого хрусталя в брезентовые мешки. Все вещи пакую обратно в велорюкзак. Выпиваю из термоса немного горячего чая. Прощаюсь с Владимиром и Юлей и отправляюсь в сторону дома. Велокомпьютер снова на ноль.

17.02. Начинается велотрофи в обратную сторону. Недалеко от лагеря встречаю парней, возвращающихся с канистрой воды. Прощаемся и расходимся в разные стороны, как в море корабли.

По узкой тропинке вниз по склону быстрым шагом или трусцой, перетаскивая велосипед через ямы и упавшие деревья.

17.05–0,5 км. Вот место, где лесную дорогу пересекает просека. По дороге можно уже ехать, что и делаю с максимально возможной скоростью.

17.15–2,5 км. Развилка лесных дорог. Сверяясь с мысленными кроками, прокладываю маршрут в обратную сторону. Дорога знакомая, что облегчает ориентирование и повышает скорость движения.

17.26–4,5 км. Вторая развилка лесных дорог. Это место нашей сегодняшней встречи. Да, сегодня судьба была на мой стороне. Надолго ли ? Проскакиваю, чуть сбавив скорость для ориентирования. Слышу далекий лай собак. Скоро кордон.

17.28–5 км. Кордон «Плита». Никого, кроме нескольких собак. Лайка около егеревского дома полностью оправдывает свое название, лениво лая в мою сторону. Разговоры разговаривай, но зубы в ход не пускай! Хотя лайки к людям относятся достаточно лояльно.

17.39–7 км. Перекресток просек прохожу в нужном направлении. Квадроциклистов на этот раз нет. Все повывелись они на сегодня!

В лесу за несколько километров до турбазы «Солнечные Камень» замечаю застрявшую машину и несколько человек вокруг нее. Вероятно, по причине моей яркой байковской формы меня идентифицируют как девушку и окликают: « Эй, девушка! Далеко до турбазы?» (Это ж какая должна быть девушка смелая, чтобы на ночь глядя да еще по грязи так гнать по лесу на байке !?) На что «девушка» им и отвечают хрипло и даже отчасти басом: «Пару-тройку километров! Мне минут15–20 ходу. А вам – не знаю!» В ответ успеваю услышать: «Во, твою мать! Да это мужик!» Конечно, мужик. Хорошие девочки сейчас по теплым домам сидят, телевизор смотрят да носки со свитерами вяжут, а не по лесам на грязных байках шарахаются!

18.03–11,5 км. Турбаза «Солнечные Камень». Вот они родные бревнышки, где и устраиваю быстрейший отдых, ибо вечереет, и время, как известно, почему-то нас никогда не ждет. Пью чай, доедаю почти все съестное, что осталось в велорюкзаке.

Вновь обнуляю велокомп. До дому еще больше 50 км, но это уже асфальт и. как говорится, другая езда и другая песня.

18.10–0 км. Заезжаю в лужи на обочине и на ходу промываю колеса от налипшей в лесу грязи. Заметил, что сломал одну из дужек у правого туклипса. Холодно и пластик становится более хрупким. На педалировании эта поломка практически не сказывается.

18.17–3 км. В Сысерть. Для безопасности включаю задний фонарь–в лесу уже достаточно темно. А из-за спины иногда выезжают на приличной скорости автомобили. Район Сысерти считается у нас экологически чистым. Поэтому здесь много дач, а значит и автомобилистов.

18.37–10,5 км. Сысерть. При въезде в поселок на спуске с поворотом на 90 градусов серьезно разогнался. Инерция вытащила на середину дороги и чуть-чуть разминулся с встречной «Газелью», еще круче положив на правый бок байк. Даже испугаться не успел. Сделал все на автомате, инстинктивно. Но для себя соответствующие выводы сделал: больше скорость–дальше просматриваешь дорогу на предмет выявления препятствий, на поворотах особое внимание, особенно на крутых и закрытых.

На открытом отрезке до Кашина ветра не ощущаю, значит он попутный. И это хорошо!

18.56–18 км. Кашино. По причине сгущающихся вечерних сумерек включаю еще и передний фонарь.

19.08–22 км. Пост ГАИ на Челябинском тракте. Начинает пролетать снег. Последний перекус. Отдых на 10 минут. Интенсивность автомобильного движения на тракте выше средней.

19.53–36 км. Арамиль на траверзе. Пошел сильный мокрый снег.

Хорошо, что на дороге он тает, а не накапливается в твердом виде.

И еще хорошо то, что ветер дует в спину, это видно по наклонно падающему снегу.

И еще хорошо то, что усталости почти не чувствуется–все-таки в этом году километраж накатал приличный и в веломарафонах поучаствовал.

И еще хорошо то, что сегодня мы классно покопались в земле-матушке, и кампания была неплохая. Как там парни устроились в лесу при таких сложных погодных условиях?

А что же плохо?

Но мы же на отдыхе активном! Так что ни слова о негативе !

Вот под такие мысли и движемся мы вместе с байком по Челябинскому тракту.

20.13–44 км. Поворот на Большой Исток. Просто отдыхаю немного на обочине. Понемногу нас на пару с байком заносит мокрым снегом. После отдыха отряхиваюсь от снега, как собака. Протираю седло. И снова мы движемся в сторону дома.

20.42–53 км. Микрорайон Компрессорный.

20.48–55,5 км. Все дома!

Классно, здорово, здорово, чудесно and so on в том же духе !!!

А как там парни и девушка в лесу да в своей палаточке?

P. S. : Как впоследствии выяснилось, оставшиеся переночевали вполне комфортно и на следующий день без неприятных приключений вышли из леса и на автобусе добрались от Верхней Сысерти до Екатеринбурга.

 
Free template 'Feel Free' by [ Anch ] Gorsk.net Studio. Please, don't remove this hidden copyleft!